Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Парламентский контроль

28.02.2020

ИНФОРМАЦИЯ об итогах проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля за применением Закона Астраханской области от 27 сентября 2017 г. № 55/2017-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления инвестиционной политики на территории Астраханской области»

Парламентский контроль за применением Закона Астраханской области от 27 сентября 2017 г. № 55/2017-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления инвестиционной политики на территории Астраханской области» (далее – Закон) проведен в соответствии с Законом Астраханской области от 31 октября 2017 г. № 64/2017-ОЗ «О парламентском контроле в Астраханской области» и Регламентом Думы Астраханской области.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 сентября 2017 года и в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 39 от 5 октября 2017 года. Вступил в силу 9 октября 2017 года.
Закон регулирует отношения в сфере осуществления инвестиционной политики в Астраханской области, в том числе отношения, возникающие при обращении субъектов инвестиционной деятельности за получением поддержки при реализации инвестиционного проекта на территории Астраханской области, определяет формы и виды поддержки субъектов инвестиционной деятельности, а также в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные требования к региональным инвестиционным проектам, регулирует отдельные вопросы включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов и внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, на территории Астраханской области.
В целях реализации Закона Правительством Астраханской области была разработана нормативная база. Перечень разработанных нормативных документов:
- постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2017 № 501-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 29.06.2011 № 223-П»;
- постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2018 № 26-П «О Порядке осуществления мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых на территории Астраханской области, и контроля за инвестиционными проектами, реализуемыми на территории Астраханской области, которым предоставлена поддержка в соответствии с Законом Астраханской области от 27 сентября 2017 г. № 55/2017-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления инвестиционной политики на территории Астраханской области»;
- постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2018 № 27-П «О Порядке присвоения инвестиционному проекту статуса «особо важный инвестиционный проект»;
- постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2018 № 28-П «О Порядке сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» на территории Астраханской области»;
- постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2018 № 30-П «О Порядке принятия решения о прекращении оказания поддержки субъектам инвестиционной деятельности»;
- постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2018 № 31-П «О Порядке отнесения инвестиционных проектов к категориям, предусмотренным частью 3 статьи 10 Закона Астраханской области от 27 сентября 2017 г. № 55/2017-ОЗ»;
- постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2018 № 32-П «О порядке заключения, внесения изменений, расторжения инвестиционного соглашения».
В обеспечение положений Закона внесены изменения в Закон Астраханской области от 16 ноября 2009 г. № 83/2009-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков», Закон Астраханской области от 26 ноября 2009 г. № 92/2009-ОЗ «О налоге на имущество организаций».
В результате анализа материалов, представленных министерством экономического развития Астраханской области, установлено следующее:
1.    Объем инвестиций в экономику Астраханской области по состоянию на 01.02.2020 составил 106,7 млрд рублей в 2018 году (темп роста 63,1 %), 106,0 млрд рублей в 2019 году (темп роста 92,5 %). Объем инвестиций в добывающие предприятия – 64,7 млрд рублей в 2018 году и 63,7 млрд рублей в 2019 году или 59,3 % и 60,1 % соответственно от общего объема инвестиций. С учетом инвестиций по виду деятельности «предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых» объем увеличился на 34,6 млрд рублей в 2018 году и 36,3 млрд рублей в 2019 году и составил соответственно 99,3 млрд (доля 93,1 % от общего объема инвестиций) и 100 млрд рублей (94,3 %). В то же время объем инвестиций в обрабатывающие отрасли составил 1,18 млрд рублей (1,1 %) в 2018 году и 1,075 млрд рублей в 2019 году (1,01 %).
В период с 01.01.2018 по 01.01.2020 была осуществлена государственная поддержка инвестиционных проектов путем присвоения статуса «особо важный инвестиционный проект». Информация о таких проектах приведена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Информация об инвестиционных проектах со статусом
«особо важный инвестиционный проект»

№п/п        на 01.01.2018    на 01.01.2019    на 01.01.2020
1.    Количество инвестиционных проектов со статусом «особо важный инвестиционный проект»    10    6    6
2.    Заявленный объем инвестиций, млн рублей    14 600,72    15 959,0    45 613,3
3.    Присвоение статуса «особо важный инвестиционный проект» за период, количество/млн рублей    -    1/2405,46    1/32054,2
4.    Прекращение статуса «особо важный инвестиционный проект», количество/млн рублей,    5/1185,86    1/2004    
    из них:            
    - по истечению срока реализации    1/102,4        
    - по решению Правительства Астраханской области, в том числе:    4/1083,46    1/2004    
    по соглашению сторон (в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона)    2/901,86        
    достижение срока окупаемости (в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона)    2/181,6        
    невыполнение показателей соглашения (в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона)        1/2004    

Необходимо обратить внимание, что наибольший объем заявленных инвестиций приходится на предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».

Таблица 2

Перечень инвестиционных проектов, которым оказана государственная поддержка


п/п    Наименование    Место
реализации инвестиционного
проекта
(муниципальное
образование)    Субъект инвестиционной деятельности    Общий запланированный объем инвестиций
в проект, млн руб.    Стадия реализации
проекта    Краткое
описание проекта    Количество
создаваемых рабочих мест    Сроки
реализации
проекта
1.    «Комплексная реконструкция с электрификацией участка Трубная – В. Баскунчак – Аксарайская Приволжской железной
дороги»

ИНН 7708503727    Астраханская область    Филиал  ОАО «РЖД»    2 993,7    Реализуемый    Строительство с электрификацией вторых путей на участке Трубная – В. Баскунчак – Аксарайская Приволжской желез-ной дороги и удлинение путей на станциях участка в не-сколько этапов:
- реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов на станции Аксарайская-2;
- мост через реку Ахтубу на 1 485 км участка Аксарайская – Трусово;
- строительство вторых путей с реконструкцией прилегающих станций на перегоне
Пологое Займище – Владимировка
Приволжской железной дороги;
- электрификация и электроснабжение
    90    2015–2025
2.    «Строительство регионального распределительного центра на территории Астраханской области»
ИНН 2310031475    Астраханская
область, Наримановский район    АО
«Тандер»    1 741,8    Реализуемый    Строительство регионального распределительного центра на территории Астраханской области    260    2015–2022
3.    «Агропромышленный комплекс по выращиванию и переработке томатов»
ИНН 3023008925    Астраханская
область,
Харабалинский район    ООО
«Агропромышленный комплекс Астраханский»    6 209,48    Реализуемый    Строительство агропромышленного комплекса по производству  томатной пасты с по-следующей реализацией продукции    838    2015–2024
4.    «Строительство делового центра Азербайджана в Советском районе города Астрахани»

ИНН 3025004531
    г. Астрахань    ООО
«Мечта»*    208,56    Реализуемый    Создание делового центра Азербайджана на территории
г. Астра¬хани    41    2017–2023
5.    «Строительство тепличного комплекса «Астраханский»

ИНН 3025013381    г. Астрахань


    ООО
«Чинар»*    2 405,46    Реализуемый    Создание агропромышленного комплексного предприятия по производству,
сортировке, упаковке, хранению и поставке сельскохозяйственной продукции конечному потребителю
    146    2018–
6.    «Развитие раз-работки место-рождения имени Юрия Корчагина, расположенного в акватории Каспийского моря, после 2016 года
(вторая очередь обустройства). Строительство блок-кондуктора, объектов инженерной инфраструктуры и эксплуатационных скважин»

ИНН 3444070534
    г. Астрахань    ООО
«ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть»    32 054,2     Реализуемый    Второй этап строительства первой очереди месторождения в составе:
ЛСП-1 платформы с буровым и технологическим комплексом, ЛСП-2 – жилой платформы, морского перегрузочного комплекса (МПК), нефтепровода от ЛСП-1 до ПНХ    5    2019–2023
    ИТОГО:            45613,3            1380    

* На инвестиционном совете при Правительстве Астраханской области (протокол № 1 от 24.01.2020) рекомендовано прекратить оказание поддержки ООО «Мечта», ООО «Чинар». Нормативные акты о прекращении оказания поддержки проходят процедуру согласования с ИОГВ.

Информация о фактических вложениях инвестиций хозяйствующими субъектами, которым оказана государственная поддержка, отсутствует.
2.    Из поименованных в статьях 6 и 7 Закона видов поддержки большая часть является декларативными. Например:
- предоставление субсидии из бюджета Астраханской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Астраханской области;
- предоставление бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Астраханской области;
- обеспечение исполнения кредитных обязательств субъекта инвестиционной деятельности посредством передачи в залог объектов, находящихся в государственной собственности Астраханской области, в соответствии с законодательством Астраханской области (принято в ходе парламентского контроля);
- предоставление государственного имущества Астраханской области на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Астраханской области.
Вместе с тем необходимо отметить, что именно эти виды поддержки должны оказываться проектам, поименованным в части 3 статьи 10 Закона и не относящимся к особо важным инвестиционным проектам.
3. До настоящего времени в нормативных правовых актах отсутствуют критерии отбора инвестиционных проектов, относящихся к категориям, установленным частью 3 статьи 10 Закона, для оказания им государственной поддержки.
4. Основные виды поддержки, используемые субъектами инвестиционной деятельности, которым присвоен статус «особо важный инвестиционный проект», – это поддержка в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона в виде предоставления налоговых льгот и имущественная поддержка в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона, предоставляющая земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без торгов.
5. Закон ограничивает получение наиболее интересных для бизнеса видов поддержки путем введения понятия «особо важный инвестиционный проект» и требований к нему в соответствии с частью 7 статьи 10 Закона. Данным требованиям может соответствовать ограниченное количество хозяйствующих субъектов, в основном – крупные предприятия.
6. Процесс принятия решения об оказании государственной поддержки забюрократизирован. Для определения соответствия проекта одной из категорий согласно части 3 статьи 10 Закона создана экспертная группа. Решение о присвоении статуса принимает Инвестиционный совет при Губернаторе Астраханской области. Создание экспертной группы, которая не оценивает ни техническое, ни экономическое содержание проекта, представляется необоснованным.
7. Нуждается в уточнении (сокращении) перечень документов, представляемых инвесторами для получения государственной поддержки.
8. Необходимо установить для инвестора требование к минимальному объему собственных инвестиций.
9. Термин «инвестиционная площадка» встречается в тексте Закона, однако не расшифровывается в основных понятиях, используемых в Законе. Отсутствуют также нормативные правовые акты по организации использования инвестиционных площадок и по мерам государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории инвестиционных площадок.
10. Законом Астраханской области от 26 октября 2018 г. № 97/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах осуществления инвестиционной политики на территории Астраханской области» введено новое понятие – «региональный инвестиционный проект», но до настоящего времени ни один хозяйствующий субъект на получение государственной поддержки в рамках этого инвестиционного режима не заявлен.
11. Закон нуждается в согласовании со статьей 61 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 г. № 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правого регулирования земельных отношений в Астраханской области».
12. Закон Астраханской области от 19 ноября 2014 г. № 75/2014-ОЗ «Об инвестиционном фонде Астраханской области» не работает в связи с приостановкой его деятельности до 1 января 2022 года (в соответствии с Законом Астраханской области от 12 сентября 2018 г. № 67/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «Об инвестиционном фонде Астраханской области»).

Яндекс.Метрика