Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Парламентский контроль

30.01.2020

Парламентский контроль за применением Закона Астраханской области от 26 ноября 2009 г. № 92/2009-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон «О налоге на имущество организаций») и Закона Астраханской области от 3 ноября 2016 г. № 66/2016-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее – Закон «О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения») осуществлялся в соответствии с:
- Законом Астраханской области от 31 октября 2017 г. № 64/2017-ОЗ «О парламентском контроле в Астраханской области»;
- Регламентом Думы Астраханской области.
Целью парламентского контроля является анализ практики применения Закона «О налоге на имущество организаций» и Закона «О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» и выявление проблемных мест.

Налог на имущество исходя из кадастровой стоимости

C 1 января 2017 года Астраханская область перешла на исчисление налога на имущество физических лиц (далее – НИФЛ) исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (Закон «О единой дате начала применения на территории Астраханской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»).
Определение ставок по НИФЛ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В 2018 году физические лица уплачивали НИФЛ за 2017 год. Ставки по объектам коммерческой недвижимости (прочие объекты) были определены большинством органов местного самоуправления в размере 0,5 %, то есть на уровне предельной ставки, ограниченной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) (43 муниципальных образования из 131 установили ставку в размере ниже 0,5 %).
При этом по обязательствам за 2017 год индивидуальные предприниматели, применяющие единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения, были освобождены от обязанности по уплате налога на имущество в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности (в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34611 и пунктом 4 статьи 34626 НК РФ).
С 1 января 2018 года Астраханская область перешла на исчисление налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов исходя из их кадастровой стоимости.
Распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22 декабря 2017 года № 753 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), на 2018 год.
В Перечень в соответствии со статьей 3782 НК РФ были включены объекты недвижимого имущества, относящиеся к:
1) административно-деловым центрам, торговым центрам и помещениям в них;
2) нежилым помещениям, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения указанных объектов.
В данный Перечень включено имущество, которое принадлежит как физическим лицам, так и организациям.
Ставка налога на имущество организаций в отношении объектов, включенных в Перечень, установлена в размере 2 %, при этом для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении объектов налогообложения, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость, находящихся на территории муниципальных районов Астраханской области, за исключением административных центров муниципальных районов Астраханской области, налоговая ставка установлена в 2018 году в размере 0,5 %, в 2019 году – 1,0 %, в 2020 году – 1,5 %, в 2021 году – 2,0 %.
Кроме того, при определении налоговой базы объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:
1) организация является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или применяет упрощенную систему налогообложения;
2) организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению.
В 2019 году налогоплательщики-предприниматели впервые получили налоговые уведомления по НИФЛ за 2018 год по объектам, включенным в Перечень. Ставки по объектам, включенным в Перечень, были определены большинством органов местного самоуправления в размере 2 %, то есть на уровне предельной ставки (21 муниципальное образование из 131 установили ставку в размере ниже 2 %).
По данным налогового органа прирост начисленного за 2018 год налога на имущество физических лиц по объектам, включенным в Перечень, составил более 300 млн рублей (с 27,5 млн рублей за 2017 год до 356,0 млн рублей за 2018 год).
Главной причиной такого значительного роста сумм НИФЛ стала завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Основными элементами налога на имущество физических и юридических лиц являются:
- кадастровая стоимость объектов недвижимости;
- включение в Перечень в соответствии с положениями статьи 3782 НК РФ;
- ставки налога, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в отношении имущества физических лиц и предпринимателей;
- ставки налога, установленные законами субъекта Российской Федерации в отношении юридических лиц.

Кадастровая стоимость

Постановлением Правительства Астраханской области от 14.12.2012 № 562-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Астраханской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в количестве 481 655 объектов. Данные результаты впервые были использованы для целей налогообложения имущества физических лиц – с 2017 года по сроку уплаты 01.12.2018, для целей налогообложения юридических лиц – с 01.01.2018 и предпринимателей – за 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019, если имущество, используемое в предпринимательской деятельности, вошло в Перечень.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, попадает в диапазон рыночных цен, поэтому приказом Росреестра была создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее – Комиссия).
В процессе парламентского контроля в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области был направлен запрос о количестве обращений, поступивших в Комиссию в отношении объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) и сумме уменьшения кадастровой стоимости данных объектов в результате принятых решений.
В ответ на указанный запрос были получены следующие данные:

№ п/п    Наименование показателя    2017    2018    по состоянию на 01.07.2019
1.    Количество обращений, направленных в Комиссию в отношении объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений)    141    289    96
2.    Сумма уменьшения кадастровой стоимости в результате принятых решений Комиссии, млн рублей    1107    2406,7    513
Всего за период с 01.01.2017 по 01.07.2019 было рассмотрено 526 заявлений, по которым сумма уменьшения кадастровой стоимости составила более 4 млрд рублей.
Также был направлен запрос в адрес филиала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
В ответ на указанный запрос были получены следующие данные:


п/п    Наименование показателя    2017    2018    по состоянию на 01.07.2019
1.    Количество судебных решений    62    82    29
2.    Суммарная величина кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости до оспаривания, млн рублей    2 538,5     5 842,7     1 444, 9
3.    Суммарная величина кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимости после оспаривания, млн рублей    889,1    2 865,1    788,6
4.    Сумма уменьшения кадастровой стоимости, млн рублей    1 649,4    2 977,6    656,2

В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка всех видов объектов капитального строительства (в Астраханской области 644 062 объекта). Проектная кадастровая стоимость составила 1,5 трлн рублей, что на 21 % ниже предыдущей оценки. Для целей налогообложения она будет применяться начиная с налогового периода за 2020 год. В случае если измененная кадастровая стоимость установлена ошибочно или выше рыночной, у граждан есть возможность до конца 2019 года, а также в течение следующего года подать упрощенную декларацию о характеристиках объектов недвижимости в Комиссию и оспорить ее.
Необходимо отметить, что порядок оспаривания кадастровой стоимости был упрощен. Ранее при обращении в Комиссию для установления кадастровой стоимости в размере рыночной в случае, когда рыночная стоимость в отчете об оценке отличалась от кадастровой более чем на 30 %, требовалось обязательное предоставление положительного экспертного заключения на отчет об оценке. Теперь же наличие такого заключения при досудебном оспаривании не требуется. Отмена экспертизы позволяет существенно сократить временные и денежные затраты заинтересованных лиц.

Перечень объектов недвижимого имущества в соответствии
со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации

Работа по формированию Перечня объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 3782 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, продолжается третий год. Перечень ежегодно уточняется. В соответствии с полученным ответом от агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области по состоянию на 01.01.2018 в список было включено 13 330 объектов недвижимости, из которых впоследствии 1 505 объектов недвижимого имущества было исключено и 1 объект добавлен. В Перечень по состоянию на 01.01.2019 вошло 11 889 объектов, из которых 22 было исключено. Основными причинами исключения являлись технические ошибки, результаты фактического обследования, а также дубли объектов, находящихся в оперативном управлении.

Ставки налога

В отношении установления ставок налога следует отметить, что по имуществу физических лиц ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На федеральном уровне в отношении имущества физических лиц дано право установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения; вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Анализ установленных ставок по жилым помещениям (от 0,01 % до 0,3 %) показал, что большая часть исполнительных органов власти муниципальных образований воспользовалась правом, предоставленным федеральным законом. Однако решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» изначально была установлена максимальная ставка для всех объектов недвижимости независимо от кадастровой стоимости объекта налогообложения, вида объекта налогообложения или места нахождения объекта. Данная ситуация привела к резкому увеличению налоговой нагрузки на граждан, проживающих на территории муниципального образования «Город Астрахань».
В настоящее время решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» ставки по налогу на имущество снижены, однако по-прежнему без учета категорий налогоплательщиков. При этом из 131 муниципального образования 110 установили максимальную ставку налога в размере 2 % по объектам недвижимости, используемым в предпринимательской деятельности и вошедшим в Перечень. Многократный рост налога по данным объектам недвижимости привел к социальной напряженности в среде предпринимателей.

Яндекс.Метрика